Саур-Могила стала своего рода «батареей Раевского» в ходе боевых действий в Донбассе

 Борьба за легендарную стратегическую высоту Саур-Могила оказалась одним из самых отчаянных сражений войны в Донбассе, как в 43-м, так и в 2014-м годах. Высота стала своего рода «батареей Раевского» Донбасского конфликта.

Курган был хорошо известен военным задолго до конфликта в Донбассе. Летом 1943 года он стал камнем преткновения во время прорыва Миус-фронта — линии обороны вермахта по одноименной реке. В июле советское командование провело наступление, поначалу развивавшееся успешно, но в итоге остановившееся на рубеже, включавшем, собственно, и сам курган. Высоту тогда штурмовал 2-й гвардейский механизированный корпус. Это было одно из испытанных в боях соединений, корпус прославился во время сражений вокруг Сталинграда.

Причина, по которой генерал Толбухин бросал своих лучших солдат на штурм Саур-Могилы, очевидна: великолепный обзор с высоты.

Ровная как стол местность открывает виды на десятки километров, в ясную погоду с Саур-Могилы можно увидеть даже Азовское море. Таким образом, владеющий высотой может вести наблюдение и корректировать огонь артиллерии на огромную глубину в режиме реального времени.

В июле 1943-го советское наступление на укрепленную Саур-Могилу застопорилось, однако чтобы сдержать натиск красноармейцев, немцам пришлось задействовать свою элиту: II танковый корпус СС, переброшенный с Курской дуги. В августе того же года наступление было повторено, уже с более веским результатом. Саур-Могила была взята среди прочих важных пунктов немецкой оборонительной линии. Значение Саур-Могилы для тогдашних боев и ожесточенность сражений вокруг нее отражал мемориальный комплекс на высоте, простоявший там до последнего времени.

В 2014 году значение высоты возросло еще более. Теперь Саур-Могила находилась менее чем в десятке километров от российско-украинской границы. С нее контролировался и простреливался весь коридор южнее вдоль российской территории. Кроме того, высота прикрывала с юга линию обороны Республик, проходящую через города восточнее Донецка. От удержания высоты сильно зависел успех удержания прорыва фронта на юге ДНР. Именно попытки украинских войск прорвать южные рубежи ДНР вылились в наиболее жестокие и кровопролитные бои.

Контроль над Саур-Могилой был необходим Киеву для того, чтобы наступающие к пограничным переходам бригады ВСУ могли не опасаться за свой тыл и снабжение. Но Саур-Могила была хорошо укреплена, и взять ее украинским силовикам было вначале нереально. Но вскоре они опробовали на излом рубеж на Саур-Могиле.

Первой попыткой выбить ополчение с высоты стал штурм, предпринятый солдатами 79-й аэромобильной бригады ВСУ. Эта атака потерпела фиаско, наткнувшись на полевую оборону. Мощь взаимных обстрелов вокруг Саур-Могилы постепенно нарастала. К обстрелам позиций ополчения на Саур-Могиле присоединилась авиация, но атаки штурмовиков происходили достаточно редко и не приносили особенного эффекта. Артиллерия сторон ежедневно сыпала тонны боеприпасов на противника.

Бои вокруг Саур-Могилы постепенно наращивали интенсивность весь июль. Значение Саур-Могилы было невозможно переоценить: весь коридор контролировался с высоты. Украинские конвои должны были пробираться в формирующийся котел по ночам и всё равно несли новые и новые потери.

Украинская сторона не оставалась в долгу, засыпая высоту и артиллерийские позиции вокруг нее снарядами. Однако время работало на ополченцев. С каждым часом боев южнее Саур-Могилы боеспособность окруженных восточнее украинских бригад падала. С каждым часом боя возле сел Степановки и Мариновки в котле исчерпывались патроны, медикаменты, продовольствие и вода.

Постепенно коридор южнее высоты сжимался. 17 июля был разрушен понтонный мост через Миус, что сделало дорогу для украинской техники не просто опасной, но еще и извилистой. Наспех сколоченные отряды украинских войск пытались пробить полноценный коридор, однако опрометчивые решения прошлых недель сделали эти попытки почти безнадежными. Слишком большие силы были брошены украинцами в обход Саур-Могилы к границе, а ополченцы цепко удерживали отбитые позиции, не упуская ни малейшей возможности осложнить противнику жизнь.

Сражение за курган шло на фоне активного украинского наступления по всем направлениям. Резервы обеих сторон были крайне скудными. В целом вокруг высоты сохранялся позиционный фронт, который обе стороны пытались продавить артиллерийским огнем. Саму Саур-Могилу из-за непрерывных обстрелов ополченцы удерживали очень небольшими силами, сосредоточившись на зачистке окрестностей. В конце июля положение вокруг высоты было предельно неустойчивым. На самой высоте у ополченцев сидело буквально несколько человек, корректировавших из укрытий огонь артиллерии.

В первой половине августа ситуация вокруг кургана резко изменилась. Во-первых, восточнее Саур-Могилы прекратил существование Южный котел ВСУ. Часть солдат вырвалась из котла, другая вышла в Россию, многие погибли. Однако, получив дополнительные силы, всушники все же сумели взять высоту под контроль: на вершине закрепился небольшой отряд 8 полка спецназа, одной из наиболее боеспособных частей украинских войск. Это был серьезный, опытный противник: солдаты 8 полка принимали участие и в боях под Славянском и Краматорском, и в сражении за город Счастье под Луганском. Теперь они удерживали Саур-Могилу.

Но вскоре для украинских "защитников" высоты прозвенел уже первый звонок. 20 августа измочаленные артиллерийским огнем и деморализованные части ВСУ самовольно покинули село Петровское у подножия Саур-Могилы. 23 августа началось контрнаступление сил Новороссии. Высота оказалась в полосе наступления южной «клешни» этого удара, направленного на охват группировки украинской армии под Иловайском. Орудийные батареи, чей огонь корректировали с Саур-Могилы, были вынуждены спасаться бегством. Для окопавшихся на высоте украинских разведчиков удержание кургана стало делом бесполезным и чреватым быстрой гибелью.

Ополченцы наступали, и спуск с кургана означал риск столкновения с быстро продвигающимися механизированными колоннами. Первая попытка прорыва кончилась для ВСУ печально: машина украинских спецназовцев была уничтожена, а почти все пассажиры — убиты. Так и закончилась история "обороны" Саур-Могилы украинскими войсками.

Тем временем ополченцы вошли на высоту. На кургане, ставшем свидетелем чудовищных человеческих страданий и огромного мужества, впервые за несколько месяцев наступила тишина. Фронт покатился на запад, оставляя глубоко в тылу окопы и сожженные БМП вокруг кургана. Ополченцы и волонтеры перешли к малоприятной, но необходимой работе. Высота оказалась напичкана неразорвавшимися боеприпасами, а на горе и в окрестностях лежало множество непогребенных тел.

Многие убитые были засыпаны землей в воронках и окопах, других вынимали обгоревшими и обезображенными из подбитой техники. Кого-то обнаруживали в наспех вырытых братских могилах. Вместе с мертвыми ополченцами и украинскими солдатами в воронках начали обнаруживаться погибшие советские солдаты времен Великой Отечественной. Убитых в 1943 году хоронили рядом с погибшими в 2014.

Таким образом, Саур-Могила стала символом бескомпромиссной борьбы в Донбассе. Уже однажды обильно политый кровью, курган над Миусом видел в 2014 году не менее ожесточенное сражение, чем десятилетия назад.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правый сектор – подготовительная группа

156-й зенитно-ракетный полк ПВО Украины - убийцы с тремя сотнями невинных жизней на счету

Карпатский рейд - самый блестящий рейд из всех, совершённых партизанами Украины