Авиация и ПВО Украины: что было и как применялось

 До 2007-го года в первое воскресенье июля на Украине отмечался День войск ПВО. Этот профессиональный военный праздник был установлен в 1997 году указом президента Кучмы, а затем, согласно указу Ющенко, он исчез со страниц национального украинского календаря, но отмечался многими кадровыми военными не на официальном уровне.

После распада Советского Союза на Украине осталась мощная группировка сил ВВС и ПВО. К моменту официального создания ВВС Украины в 1992 году на её территории находилось 4 воздушных армии и одна армия ПВО, 10 авиационных дивизий, 49 авиаполков, 11 отдельных эскадрилий. Всего около 600 воинских частей, на вооружении которых имелось более 2800 летательных аппаратов различного назначения. За годы независимости Украины, количество боевых самолётов, способных эффективно перехватывать воздушные цели и выполнять задачи по завоеванию превосходства в воздухе, сократилось многократно. Киев списывал, передавал «на хранение» и распродавал за рубеж все больше техники. Модернизацией же, занимались не эффективно или не занимались вовсе. Из-за нехватки ресурсов (керосина, запчастей и квалифицированных специалистов) большая часть украинской истребительной авиации оказалась прикована к земле. Плюс ко всему в ходе "АТО" на Донбассе, более десятка украинских самолетов были сбиты.

Кроме авиации Украина еще имела с советских времен сеть ПВО. Так как в СССР на территории Украины была развёрнута 8-я отдельная армия ПВО, то средства обнаружения и ЗРК были организованы так, чтобы они могли защищать стратегически важные объекты и географические регионы.

В их числе промышленные и административные центры: Киев, Днепропетровск, Харьков, Николаев, Одесса и до недавнего времени Крымский полуостров. Во времена СССР ЗРК были разбросаны по всей Украине и вдоль западной границы. В 1991 году части ЗРВ 8-й армии ПВО, дислоцированные на Украине, включали в себя 18 зенитно-ракетных полков и зенитно-ракетных бригад, в составе которых имелось 132 зенитно-ракетных дивизиона (ЗРДН).

Украина унаследовала от ПВО СССР значительное количество ЗРК средней и большой дальности: С-125, С-75, С-200А, В и Д, ЗРС С-300ПТ и ПС. В войсковой ПВО из наиболее современных противовоздушных систем имелась несколько дивизионов ЗРС С-300В, около 20 дивизионов ЗРК «Бук».

С украинскими ЗРК связано несколько трагических событий. Первое с ЗРК С-200Д, произошедшее 4 октября 2001 года. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета Ту-154, бортовой номер 85693 авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-Авив— Новосибирск, был непреднамеренно сбит украинской ракетой, выпущенной в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Наиболее вероятно, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму, самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость. В результате чего был захвачен радиолокатором подсвета цели С-200Д и принят за учебную цель. А второй инцидент связан с малазийским Boeing 777. 17 июля 2014 года самолет упал вблизи населенного пункта Снежное (ДНР), при крушении погибли почти 300 человек. По данным международного расследования самолет был сбит из зенитно-ракетного комплекса «Бук». У сил ополчения вообще нет вооружения, способного сбить пассажирский самолет на высоте 10 километров, а незадолго до падения малайзийского самолёта было снято на видео присутствие ЗРК ВСУ в зоне боевых действий. Эта катастрофа стала крупнейшей (по количеству погибших) в истории авиации с 11 сентября 2001 года, вошла в десятку крупнейших авиакатастроф за всю историю и явилась крупнейшей авиакатастрофой на постсоветском пространстве.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Правый сектор – подготовительная группа

156-й зенитно-ракетный полк ПВО Украины - убийцы с тремя сотнями невинных жизней на счету

Карпатский рейд - самый блестящий рейд из всех, совершённых партизанами Украины